Свойства целебных травЛечебное применение пищевых растений Лекарства из сада и огородаСоколечениеКосметика из сада и огородаПо рецептам старых лекарейАроматерапия в народной медицинеРецепты травных сборовДревесная медицинаПрименение растительных маселАптека на окнеМед и продукты пчеловодстваМумиёАзбука домашнего доктораПервая помощьЕсли болен ребенокРастительная кулинария Авитаминоз и лечебное питаниеВодолечение О святой водеСекреты красотыОгород на окнеКомнатные овощи и фруктыРаздельное питание и диетыАллергия - народное лечениеЛечение камнями, камнетерапияЭто интересно! Полезные статьи

 

 

 
 

Чай, способы заваривания чая, чайная церемония

      Наибольшее распространение на земном шаре, в том числе и в России, получили черные байховые чаи, которые приготавливаются на специально оборудованных чайных фабриках. Сама технология переработки чая включает следующие процессы: завяливание, скручивание, ферментацию, сушку и сортировку готового чая.
      В России чайный напиток стали употреблять с 1638, когда монгольский Алтын-хан прислал в подарок царю Михаилу Федоровичу 4 пуда чайного листа. В 1679 с Китаем был заключён договор о постоянных поставках чая в Россию, в 18 в. ввоз чая увеличивается, популярность чайного напитка возрастает. К этому времени относится и появление русских самоваров. Первый чайный куст был высажен в 1814 в Никитском ботаническом саду ботаником Н. А. Гартвисом.
    Чайная промышленность выпускает байховые чаи (рассыпные со скрученными листочками) — чёрный и зелёный (кок-чай) и прессованные — зелёный кирпичный (лао-ча) и чёрный плиточный. В Индии, Китае, Японии вырабатывают также жёлтый и красный (оолонг) чай. Из отходов чайного листа вырабатывают кофеин, витаминные, например препарат витамина Р (в форме таблеток), и другие лекарственные препараты.Чаем называют также чаезаменители из растительного сырья (липовый, морковный, фруктовый чай), сборы (смеси) лекарственных трав.

Сбор и обработка чая
   Если ваше растение стало полновозрастным, то можно с него собрать 2-3-листные побеги (флеши). Прежде всего листья завяливаются, для этого они рассыпаются тонким слоем (1-2 см) на дощечке и оставляются на 12-18 ч, пока листья не потеряют упругость и не станут мягкими и эластичными. После завяливания чайные листья скручиваются между ладонями. Скручивание заканчивается, когда листья чая свернутся в трубочку и на их поверхности появится небольшое количество пены. Затем листья собирают в кучу (7-10 см), на-крывают полотенцем и в течение 7-10 ч оставляют для брожения (ферментации). Заканчивается она после приобретения листьями медно-красного цвета и характерного чайного запаха.
    После окончания ферментации листья немедленно сушатся либо на солнце, либо в духовке при температуре 85-90 °С. После сушки получается готовый черный чай, который мы рекомендуем заваривать из расчета 1 чайная ложка на 1 стакан воды.

Как заваривать чай?
   Национальные способы заваривания чая - результат многовекового опыта каждого народа, длительного применения чая в конкретных условиях определенной страны.

Классический способ заварки чая
    Этот способ, основанный на многолетней практике, автор рекомендует для россиян. Он заключается в следующем: заварочный чайник как следует ополоснуть кипятком, затем засыпать чай, исходя из нормы 1 чайная ложка на стакан воды для черного чая, 1,5-2 чайные ложки для зеленого чая. Чайник на 2/3 залить крутым кипятком, одновременно помешивая чайной ложкой. Затем накрыть чайник полотенцем или салфеткой и дать ему постоять 4-5 мин.
     После этого, когда чай настоится, доливают его кипятком и еще раз на несколько минут чайник закрывают полотенцем. При такой заварке образуется густой настой чая с сильным нежным ароматом. Чай нельзя кипятить, так как при этом улетучиваются ароматические вещества и снижаются вкусовые качества чая.
    Дня получения хорошей заварки чая очень важно правильно его сохранять. Чай необходимо хранить в жестяной или стеклянной чайнице с герметически закрывающейся крышкой. Чай очень легко впитывает посторонние запахи, поэтому его надо хранить отдельно от продуктов, обладающих сильным запахом.

Китайский способ
     Заваривание в китайских чайниках отличается от наших тем, что оно осуществляется через фарфоровый стаканчик, который помещается в чайник. В стаканчик засыпают 4-5 г чая и сразу же заливают в чайник горячую воду. Время заваривания не должно превышать 2-2,5 мин.

Японский способ
     Японцы употребляют главным образом зеленый чай и отчасти - желтый. Церемония приготовления зеленого чая требует точности и терпения. Зеленый чай растирают в порошок в специальной фарфоровой ступке и заливают кипятком в предварительно нагретых фарфоровых чайниках емкостью 0,5-1 л.Характерной особенностью японской заварки является то, что и чайник, и вода для заварки подогреваются до 60 °С. В среднем используются 1-1,5 чайной ложки чая на 200 мл воды, время настаивания чая 2-4 мин, что способствует сохранению аромата напитка.

Японская чайная церемония
      В Японию чай попал в VIII в. Его могли привезти буддийские монахи из Китая, Кореи или Индии, а также японские путешественники, посещавшие Китай. Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия горы Хэйдзан, в 802 г. Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение. Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141–1215). Он привез из Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзэн-буддийском монастыре. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций. Эйсай в своих сочинениях особо подчеркивал пользу чая для сохранения и укрепления здоровья.

     Среди горожан и крестьян были широко распространены чаепития, называемые "чайными собраниями". В отличие от роскошных чайных турниров аристократов, это были скромные, порой молчаливые встречи. Внутреннюю сосредоточенность и душевное согласие участников таких собраний стремился воплотить в эстетике искусства чая великий мастер, создатель чайной церемонии — Мурата Дзюко (1422–1502).

     Мурата впервые сформулировал четыре принципа чайной церемонии: гармония ("ва"), почтительность ("кэй"), чистота ("сэй") и тишина, покой ("сэки"). Причем тишина, покой понимались им как просветленное одиночество. Символом принципа "ваби" как стремления к простоте и естественности Мурата Дзюко считал образ одинокой веточки цветущей сливы в заснеженном лесу.

    В XV–XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое особое, неповторимое значение. Со временем ритуал проведения чайной церемонии канонизировался, заданными стали последовательность действий и поведения. Уже войдя в простые деревянные ворота, гости погружались в особый мир, оставляя за спиной все мирское и подчиняясь лишь законам действа. В молчаливой сосредоточенности они проходили по чайному саду. Как это принято во всех японских домах, входя в чайный павильон, гости снимали обувь и оставляли ее у порога. Низко склонившись, они входили внутрь и так же в молчании рассаживались, сосредоточенно любуясь свитком в токонома и утонченной естественностью композиции цветов.

     По прошествии некоторого времени, в течение которого гости могли рассмотреть и оценить предметы в токонома, появлялся "хозяин" чайной церемонии (тядзин). Он низко кланялся гостям и садился напротив них около очага, над которым уже висел котелок с водой. Перед "хозяином" лежали все необходимые предметы чайной утвари: шкатулка с зеленым чаем, чашка и деревянная ложка. Каждый из этих предметов, неся важную эстетическую и философскую нагрузку, зачастую являлся настоящим произведением искусства.

    "Хозяин" не торопясь насыпал в чашку зеленого чая, затем заливал его кипятком. Потом четкими, сосредоточенными движениями он взбивал эту массу бамбуковым веничком, пока порошок полностью не растворялся и не появлялась светло-зеленая матовая пена. Гости молчаливо наблюдали за происходящим таинством, вслушиваясь в ритмичное постукивание веничка о края чашки. Затем "хозяин" с поклоном передавал чашку главному, самому почетному гостю. Тот медленно, маленькими глотками отпивал чай — зеленую горьковато-терпкую, тающую во рту массу — и, неторопливо обтерев края, возвращал чашку "хозяину". Чашка передавалась из рук в руки, чтобы каждый смог внимательно рассмотреть ее, ощутить руками ее шершавую поверхность, теплоту глины. Гости вступали в беседу. Здесь нельзя было говорить о повседневных делах и проблемах, здесь говорили лишь о красоте свитка в токонома, об изяществе сосновой ветви в букете, о естественной величавости чайной чашки. Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни.

    В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины. Сейчас чайная церемония нередко проводится не только в чайных павильонах, но и в одной из жилых комнат дома; часто чайной церемонии предшествует угощение. Однако неизменным остается дух чайной церемонии: стремление создать обстановку душевности, отойти от суетных, повседневных забот и дел. По-прежнему чайная церемония — это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи, о чайной чашке и свитке в токонома. В Японии существует множество школ чайной церемонии. Одной из самых известных является школа Урасэнкэ в Киото.

Будьте здоровы!